Справочник Совет педиатра
Главная » Нужно ли вмешательство

Занятия с гиперактивными детьми 2 3 лет



Скачать:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Численность детей в группе составляет 5-8 человек.

Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.

В состав коррекционной группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхваления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить большую активность, и в то лее время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны для всех участников группы.

Перед тем как приступить к основному курсу занятий, с гиперактивными детьми желательно провести индивидуальную работу, направленную на развитие внимания или контроля за импульсивностью.

Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня.

Продолжительность занятия — 30 минут.

Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. (Необходимость введения последних объясняется тем, что, по наблюдениям медиков и психологов, гиперактивные дети не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела.)

В начале каждого этапа занятия приводится рекомендуемая продолжительность его выполнения.

Занятия лучше проводить в музыкальном зале — там достаточно просторно, присутствует ковровое покрытие ив то же время мало отвлекающих моментов.

Для лучшей организации введение группы в зал и выведение из него осуществляется в виде игры в «Поезд»: дети строятся в колонну друг за другом. Первый из детей — «паровозик», остальные — «вагончики». Дети кладут руки на плечи впередистоящим — «вагончики сцепляются», и, издавая звуки «Ту-ту», «поезд въезжает» в зал или «выезжает» из него.

Психокоррекционная работа требует длительного времени и, конечно, большего количества занятий. Данный комплекс следует рассматривать как ориентировочный, из отдельных частей которого можно составить дополнительные занятия. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры много раз, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психические функции.

Задачи:

развитие произвольности и самоконтроля развитие внимания и воображения развитие координации движений снятие психоэмоционального напряжения развитие эмоционально-выразительных движений развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию. мягкая игрушка.

1. Игра «Запретное движение» (5 мин).

Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:

— Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.

Сначала психолог показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и др.). Дети повторяют их.

Затем психолог называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения психолога, кроме «запретного».

Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует.

2. Игра «Зоопарк» (8-10 мин).

Психолог говорит:

— А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз — прыгайте, как зайчики, хлопну два раза — ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза — «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.

    Упражнение «Расскажем и покажем» (3 мин).

Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.

Один, два, три, четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Это локти — их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся.

Это плечи — их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся.

Если мы вперед качнемся,

То коленей мы коснемся.

Один, два, три, четыре, пять!

Можем всё мы показать!

4. Упражнение «Шалтай-болтай» (2-3 мин).

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу мягкую игрушку, поочередно высказывают свое мнение.

Как играть с гиперактивным ребёнком

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.

Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Игры на тренировку одной функции

Тренировку слабых функций следует проводить поэтапно. На первых порах нужно подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности.

Игры, направленные на тренировку внимания.

Игры могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Игра "Найди отличия"

занятия с гиперактивными детьми 2 3 лет

цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Игра "Передай мяч"

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми газами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Игра "Запрещенное движение"

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

Игра "Броуновское движение"

Цель: развитие умения распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Игры, направленные на тренировку движения.

Игры могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Игра "Разговор с руками"

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?" Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Игра "Морские волны"

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".

Игры, направленные на тренировку импульсивности.

Игры могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!". Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

Педагог делает паузу - "Говори" "Какого цвета у нас в группе (в классе, в комнате) потолок?". "Говори!" "Какой сегодня день недели?". "Говори!" "Сколько будет два плюс два?". и т.д."

занятия с гиперактивными детьми 2 3 лет

Игра "Сиамские близнецы"

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Скажите детям следующее: "Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги,одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д." Чтобы "третья" нога действовала "дружно", ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут "срастись" не только ногами, но спинками, гоовами и др.

Взаимодействие с гиперактивными детьми 2

Содержание

1. Введение

2. Понятие гиперактивности -

3. Работа с родителями гиперактивного ребенка -

4. Коррекционная работа с гиперактивными детьми -

Если вы увидите ребенка, способного подолгу сидеть или лежать без дела, то

наверняка (и справедливо!) встревожитесь: здоров ли он? Ведь дети, как

правило, очень подвижны, активны—такова их природа, физиологическая

закономерность их развития.

Овладев навыками ходьбы, ребенок начинает энергично пользоваться этими

увлекательными возможностями. Он будет влезать на скамейки и диваны,

прыгать с них, протискиваться во все уголки, шлепать по лужам.

Особенно большие непоседы—малыши 3—4 лет. Стремление к познанию

окружающего мира побуждает их к постоянному действию. Им хочется все

посмотреть, потрогать, даже поломать, чтобы заглянуть вовнутрь.

Не следует ограничивать естественную подвижность ребенка. Но как быть с

подвижностью чрезмерной? И, главное, что считать чрезмерным?

Конечно, норму здесь определить нелегко: многое зависит от

индивидуальных особенностей организма, от характера, темперамента. И все

же есть дети, которых врачи называют гиперактивными. Они буквально не

знают ни минуты покоя, если не бегают, не суетятся сами, то в движении их

руки, что-нибудь вертят, расстегивают в движении голова, то и дело

поворачивающаяся туда и сюда в движении даже рот, ребенок то жует, то

занятия с гиперактивными детьми 2 3 лет

язык высунет, то чуть прикусит его. Чрезмерная подвижность—не

единственная их особенность. Они бывают плаксивы, беспокойны, капризны.

Это про них говорят - «стихийное бедствие». Это они выводят из себя даже

самых спокойных и терпеливых взрослых. Это их постоянно одергивают,

стыдят и ругают. Это они не могут спокойно ходить, тихо сидеть, молча чем-

то заниматься. Они все время бегают, прыгают, шумят, болтают, начинают

что-то делать и очень быстро бросают начатое, теряют вещи, проказничают -

в общем, они очень и очень неудобны. Им характерна чрезмерная

отвлекаемостью, нарушением концентрации внимания. Такие дети иногда

бывают негативистами, подчас агрессивными. И все бы было ничего, только

бы нам - взрослым - добавить побольше сил и терпения, если бы сами

И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика говорит о том, что в России

таких детей 4-18 %, в США - 4 - 20 %, Великобритании - 1 - 3 %, Италии -

3 - 10 %, В Китае - 1 - 13 %, в Австралии - 7 - 10 %. Мальчиков среди них в 9

раз больше, чем девочек.

2. Понятие гиперактивности.

«Активный» — от латинского «activus» —деятельный, действенный. « Гипер» — от греческого « Нурег » — над, сверху — указывает на превышение нормы.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления

гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная

двигательная активность (Шевченко Ю. С. 1997 Заваденко Н. Н. 2000 и др.).

правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются.

Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых,

имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности (по: Заваденко Н. П. 2000).

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая

дисфункция (ММД), которая и является причиной возникновения школьных

проблем примерно половины неуспевающих учащихся (Шевченко Ю. С, 199.7,

Кэмпбелл Р. 1997. Заваденко Н. Н. 2000). Несмотря на то, что этой проблемой

занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи.

психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист, При этом диагноз ставится только после проведении специальной диагностики, а никак, не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов (Заваденко Н. Н. 2000)

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность,

является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у

взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является

цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7

минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок

«выпадает» и не слышит взрослого, может совершить какие-либо действия и

Источники:
nsportal.ru, www.semya-rastet.ru, x-uni.com

Следующие статьи:


15 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения